В подводных и надводных съемках стал принимать участие Canon PowerShot A80 со своим другом-боксом Canon WP DC 900...
Сафари проходило с 25 сентября по 1 октября 2004 года под руководством дайв-гида Amro Shehata и инструктора Максима Кузнецова. В сафари принимали участие: Максим Кузнецов, Максим Любимов, Николай Новиков, Николай Лян, Андрей Крымов, Павел Крымов, Дмитрий Лукьянов, Дмитрий Сыромякишев, Алик Хакимов, Геннадий Горшков, Авик Оганесян, Наталья Дунец, Евгений Петров, Александр Неклюдов, Анна Неклюдова, Елена Ермакова (Лена-Мурена), Вера Алексеева, Елена Орешенкова.
Парк-заповедник Ras Mohammed
Местоположение - южная оконечность Синая, доступ - от Шарм Эль Шейха или Хургады, ср. глубина - 20м, макс. глубина - 35м, видимость - 20м. Рас Мухаммед - это прежде всего райское место для любителей подводного плавания: морское дно здесь богато не только кораллами и тропическими рыбками, но и останками кораблекрушений. Течения здесь могут быть очень сильными и непредсказуемым, но выступающий достаточно глубоко в море берег является естественным препятствием на их пути. Опытные дайверы предпочитают именно здесь осуществлять дрейфовые погружения.
На борту и за бортом
В этом разделе представлены фотографии сделаные на борту яхты Valerie и, конечно, под водой. Ради этого мы и отправились на север Красного моря: понырять, посмотреть и фотографировать все наши "похождения" под водой (дурацкое слово в данной ситуации - "похождения" - ПОПЛЫВАНИЯ больше подходит. Сюда входят и фотографии, сделаные на берегу, после сафари - на территории отеля и в баре, где (как меняется Египет!) подавали ПИВО! Пиво, кстати, очень неплохое. Позже мы выяснили, что заказывая МЕТР пива мы заплатим меньше, чем просто в кувшинах - местный прикол.
В северной части Красного моря много рэков - затонувших кораблей. Погрузиться к ним, заглянуть внутрь - это одна из целей нашего сафари. Наш дайв-гид Амро очень подробно и интересно рассказывал о каждом рэке на брифинге перед каждым спуском. Некоторые налетели на рифы, некоторые были потоплены во время войны...
о историях некоторых кораблей я поместил материал в этом разделе.
Рэки северной части Красного моря
Carnatic
Местоположение: риф Абу-Нухас.
Глубина: 15-27 м.
Длина корабля: 89 м.
Водоизмещение: 1.776 т.
Построен в 1862 г.
Затонул 13 сентября 1869 г.
В 1 час ночи 13 сентября 1869 г. появилось сообщение, что пароход Карнатик под командованием капитана П.Б.Джонса налетел на рифы лишь несколько часов спустя после прохождения Суэцкого канала на пути в Бомбей. На борту Карнатика было более 230 пассажиров и членов экипажа. Корабль перевозил консигнационную партию монет ценностью более 40 тысяч фунтов стерлингов, а также вино и Лондонскую содовую воду.
Путешествие началось удачно. Погода была хорошей, море - спокойным. И, возможно, все так бы и продолжалось, если бы не небольшая навигационная ошибка, из-за которой судно село на мель. Фактически, именно хорошая погода превратила эту историю в трагедию. На рассвете стало ясно, что судно прочно сидит на рифе, а море спокойно. Было принято решение, оказавшееся фатальным для пассажиров и членов экипажа, - провести на борту корабля вторую ночь. Работы по организации эвакуации разворачивались неспешно.
В 10.50 вечера корабль неожиданно раскололся на две части. В смятении 27 пассажиров и членов экипажа были снесены обломками и утонули. Выжившие сумели перетащить корабельные лодки через риф. Поджигая кипы хлопка, паля из ракет, они смогли привлечь внимание другого корабля - Суматры, который и принял их на борт.
Карнатик водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, оставался неподвижным на коралловом склоне. Его передняя фок-нок-рея поднималась над поверхностью воды. Когда информации достигла Ллойда, было принято решение предпринять спасательную экспедицию под командой капитана Генри Д. Гранта. В состав экспедиции входили 2 водолаза. В этом и состоит символическое значение Карнатика для современных аквалангистов: именно на этом судне была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружений в шлеме.
Более века назад погружение на затонувшее судно было трудным и опасным. В конце концов, один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел достичь почтовой комнаты, где хранился груз золота. 25 октября 1869 г. первый сундук с золотом был поднят на поверхность. Всего было поднято 32 тысячи фунтов стерлингов. Возникает логичный вопрос: а как же остальные 8 тысяч? Возможно, они и до сих пор находятся среди обломков Карнатика! На протяжении нескольких месяцев Карнатик оставался на своем месте, на рифе, посещаемый лишь местными бедуинами, которые тащили все, что им позволяла достать техника свободного погружения. Но в марте 1870 г. поврежденный пароход соскользнул на морское дно. Скользя по дну, Карнатик раскололся на три части.
Самая впечатляющая - корма с высоким полуютом и характерно большим винтом, наполовину ушедшим в грунт. Судно в значительной степени подверглось соляной коррозии. Угол, образованный кормой и песчаным дном, вместе с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляют замечательную композицию для фотосъемки. Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой палубы и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя. Неподалеку расположилась носовая часть, которая также доступна для исследования. Исследуя носовую часть, аквалангисты получат возможность рассмотреть прямоугольные амбразуры пассажирских кают, а также кольцо крепления бушприта...
Ghiannis d
Местоположение: риф Абу-Нухас.
Глубина: 30-35 м.
Длина: 100 м.
Водоизмещение: 2.900 т.
Построен в 1969 г.
Затонул 19 апреля 1983 г.
Греческий теплоход Джаннис Д, затонувший в 1983 году, стал ещё одной жертвой злополучного рифа Абу-Нухас, который не зря называют кладбищем кораблей.Судно налетело на риф и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.
Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.
Корпус судна сохранился практически целиком, с отрезанной от последней трети носовой частью. Погружение обычно производится с кормы и включает осмотр судна целиком. Гребной винт его до половины ушел в грунт.
Верхней точкой судна является пароходная труба, напротив расположен капитанский мостик, грот-мачта и вход в машинное отделение. 20-метровая носовая часть опрокинута на левый бок, с видом на отверстие клюза, выпускающего якорную цепь... Корабль сильно наклонен, поэтому внутри него наши чувства вступают в противоречие друг с другом - органы равновесия предлагают одно "горизонтальное" положение, а глаза- другое. Ощущения незабываемые !
CHRISULA K
Местоположение: риф Абу Нухас.
Видимость: Хорошая.
Длина: 106 м.
Грузоподъёмность: 3700 т.
Затонул 30 октября 1981 г.
У подножья печально знаменитого рифа Абу Нухас покоится и греческое судно "Крисула К". Оно попало сюда в 1981 году. В результате удара нос корабля разрушился, а сам он затонул, опустившись на дно правым бортом.
Этот громадный и живописный корабль соблазняет своими лабиринтами и трюмами. Проникновение в этот металлический город оставит у вас огромное количество впечатлений и эмоций.
Стоит также отметить, что видимость здесь практически идеальная. Постоянное переменное течение усносит прочь взвесь и планктон, поэтому для любителей подводной фотосъёмки это поистине находка!
Dunraven
Местоположение: на юге Sha'ab Mahmoud,
у скалы Beacon Rock
в 6,9 милях к западу
от Ras Mohammed.
Средняя глубина: 23 m.
Максимальная глубина: 30 m.
Это небольшой, но очень красивый риф, с маленьким маяком.В 1876 году именно на этом месте потерпел крушение Британский торговый пароход "Данрейвен", направлявшийся в Бомбей. В этой местности часты сильные морские волнения, но на месте риф частично защищает от волн. "Данрейвен" (длина 80 м, ширина 10 м) был построен в 1873 году в Ньюкастле, а в 1876 году натолкнулся на риф и от удара потерпел крушение. Так он и лежит, перевернутый, расколотый надвое. А найдено это судно было только в 1977 году.
Так как груз (древесина и рулоны хлопка) сгорели во время пожара, возникшего при кораблекрушении, судно теперь напоминает пустую пещеру. Можно легко проникнуть внутрь корпуса, где Вас гостеприимно встретят нынешние "хозяева" - огромные групперы, крылатки и рыбы-крокодилы.
Проплывая мимо парового котла, Вы испытаете необыкновенное ощущение. Дело в том, что это место облюбовали рыбки-стекляшки, необыкновенно крупные по размеру и совершенно не боящиеся людей. Они деловито снуют вокруг своих гостей, доверчиво заглядывая в маски.
Корпус покрыт кораллами, которые вы наблюдаете при возвращении назад, а затем вы перемещаетесь в район рифовой стены и заканчиваете погружение на мелководье. Изобилие морских скатов, возможна встреча с акулой и рыбой-наполеоном.
Thistlegorm
Местоположение:в районе
рифа Ша'аб Али.
Доступ: из Хургады и Шарм-Эль-Шейха.
Глубина: 16-32 м.
Длина:126 м.
Водоизмещение:5000 т.
Построен в 1940 г.
Затонул 5-6 октября 1941 г.
Самое известное судно, покоящееся в Красном море, это, пожалуй, английский паром Тистлeгорм. Корабль грузоподъемностью 5000 тонн, перевозивший военные грузы для Восьмой Британской армии, затонул, не успев совершить ни одного выстрела по врагу. В трюмах находился большой арсенал взрывчатки - противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два легких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза. Там же находились параваны - приспособления, внешне напоминающие торпеды, которые опускались за борт в опасных районах для защиты от контактных мин.
Пройдя вокруг Африки и оставив за кормой 12000 миль Атлантического и Индийского океана Тистлегорм 6 октября 1941 бросил якорь недалеко от входа в Суэцкий залив. Той же ночью он был обнаружен немецким самолетом Хенкель 111 и сразу же атакован. Две бомбы поразили кормовую палубу судна и взорвались в набитом боеприпасами трюме. В результате корабль переломился на две части и затонул на глубине около 30 метров.
Этот корабль обнаружила команда Жака Ива Кусто. Позже в своих очерках великий мэтр морей и океанов не раз восхищался величественной картиной.На вечном приколе осталось вооружение, которое перевозил Тистлeгорм: развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы, грузовые автомобили, боеприпасы... Все это застыло в немом оцепенении, и лишь множество тропических рыб, поселившихся в его отсеках, нарушают покой. И, конечно, неутомимые дайверы...
При первом погружении, пройдя над верхней частью кормы на глубине 33 м, можно осмотреть пулемет и зенитную установку - 25 м, двигатель в дальнем конце - 28 м. Возможен также осмотр упавшего с палубы во время взрыва локомотива. Затем следует новый подъем вдоль палубы. 2-е погружение совершается в трюм корабля через грузовую шахту, в носовом трюме находятся винтовки, резиновые сапоги и ящики с медицинскими принадлежностями, а на самом верхнем уровне - мотоциклы BSA и автомобили "Morris". Во втором трюме расположен грузовики "Bedford", мотоциклы и автомобили. В третьем трюме находятся ящики с амуницией и ручные гранаты. В четвертом трюме - гусеничные MK II...
Один из минусов этого рэка - его невероятная популярность. "Обхаживают" его почище египетских пирамид. Этот минус - следствие относительной легкодоступности судна для ныряльщиков. Его можно осмотреть как во время длительного морского сафари, так и с помощью однодневных вылазок.