Ще́рбинка — город, поселение и городской округ в составе Москвы, входит в Новомосковский административный округ Москвы.
До 1 июля 2012 года Щербинка была городом областного подчинения Московской области, была включена в состав Москвы в ходе реализации проекта по расширению города. С точки зрения административного деления Щербинка представляет собой поселение, с точки зрения муниципального деления — городской округ.
Население — 42 642 чел. (2016).
Поселение расположено на Варшавском шоссе. Железнодорожная станция Щербинка на Курском направлении МЖД. На севере и востоке граничит с районом Южное Бутово Юго-Западного административного округа, на юге и юго-западе — с поселением Воскресенское Новомосковского административного округа. Примерно в 10 километрах к югу от Щербинки расположен город Подольск.
Щербинка известна с XIV века как деревня. Первое упоминание относится к времени правления московского князя Ивана Калиты.
На карте Москвы и окрестностей от 1766 г. на месте Щербинки обозначено село Щербинино. Пристанционный посёлок с конца XIX века.
Деревня Щербинка
Первое поселение на месте современной деревни Щербинка известно с XIV века. Жизнь крестьян на протяжении многих веков мало чем
отличалась от других; они сеяли пшеницу, ловили рыбу в прудах, заготавливали лес…
После Октябрьской революции 1917 года жизнь крестьян улучшилась. К 1940-м годам в деревне имелось хорошее энергоснабжение
и подъездная дорога от Симферопольского (Варшавского) шоссе.
В первые дни Великой Отечественной войны 15 жителей деревни отправились на фронт. В 1980-х годах с помощью местных жителей
в деревне был установлен памятник-мемориал жителям деревни.
Посёлок / Город Щербинка
В 1930-х годах неподалеку от деревни Щербинка Подольского района начал активно застраиваться посёлок Щербинка.
В посёлке появляется «Щербинский штамповочно-механический завод» (1938 г.), «Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС» (1932 г.)
и «Кирпичный завод Райпромкомбината», «Московский опытно-экспериментальный лифтостроительный завод треста Союзлифт
Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения» (1955 г.). В 1938 году Щербинка официально получает статус
посёлка.
В первые дни Великой Отечественной войны многие жители посёлка Щербинка отправились на фронт (около половины мужского населения).
Уже в июле-августе 1941 года недалеко от посёлка Щербинка упало три авиабомбы. К ноябрю 1941 года, когда немецкие войска подходили к
рубежам Москвы, было решено вырубить часть лесных насаждений для строительства защитной полосы.
Статус города районного подчинения Щербинка имеет с 1975 года, города областного подчинения — с 1992 года. В 1988 году часть города Щербинка восточнее 29 км старого Симферопольского шоссе была включена в состав Москвы (микрорайон Щербинка в районе Южное Бутово). В 2004 году в состав города был включён посёлок Гарнизона «Остафьево». С 2005 года образован одноимённый городской округ.
С 1 июля 2012 года Щербинка включена в состав Москвы в ходе масштабного увеличения её территории на юго-запад. Первая информация о планируемом присоединении появилась 19 августа 2011 года, хотя первоначально Щербинку предполагалось оставить
Коренные жители южнобутовской деревни боятся не дожить до переселения в новостройки. Всё сильно запущено. В деревне Щиброво на окраине Москвы — всё как тридцать лет назад.
«Год назад чиновники обещали нам сказать, что будет с деревней, — говорит Сергей Белов, староста деревни Щиброво. — Но конкретики так и не появилось. Никаких положительных изменений».
Почти не Москва. Деревня Щиброво — часть района Южное Бутово. Она расположена в стороне от Чечерского проезда и не имеет прямой дороги в Южное Бутово. Деревня состоит из одной улицы — Щибровской, на которой живут около 70 человек. Большая часть населения — пенсионеры.
В 1984 году столичные чиновники предупредили жителей Щиброво, что их скоро снесут. С тех пор строить новые дома вместо старых коренное население опасалось. Зачем вкладывать свои силы и средства, если скоро будет снос?
Со сносом деревни чиновники тянут 24 года. Все это время щибровцы пытаются выяснить, что же будет с ними. Чиновники говорят о скором переселении, но никаких конкретных сроков не называют. «С 2005 года нам обещают, что на нашем месте будет парковая зона, — рассказывает Сергей Белов. — Есть постановление Правительства Москвы, в котором рекомендовано снести нас до 2010 года. Осталось чуть больше года, а никаких действий не предпринимается». В Щиброво нет газа, отопления и водоснабжения. Люди ездят на колонки за водой и топят дровами печь. «Я хочу в квартиру, чтоб печку не топить. Ведь силы уже не те, что раньше», — признавался год назад пенсионер Виктор Кривошеин. До новоселья Кривошеин не дожил. За год кроме него в деревне умерло еще два местных жителя.
Дома в Щиброво с каждым годом ветшают. Многие из них заброшены. Прописанные в них люди снимают жилье в Москве, потому что жить в этой «частной собственности» невозможно из-за ветхости. А строить на месте старых домов новые жители не рискуют из-за постоянных обещаний ближайшего сноса.
Ничего нового. В сентябре прошлого года Любовь Финаева, тогда заместитель префекта ЮЗАО, говорила, что к концу ноября 2007 года появится проект об использовании земли деревни Щиброво. Проекта не было ни в ноябре, ни позже. В пресс-службе ЮЗАО нам сообщили, что по деревне Щиброво до сих пор нет никаких документов. Как говорит Сергей Белов, староста деревни, в постановлении Правительства Москвы написано, что к 2008 году уже рекомендовано провести все подготовительные работы по освоению территории Щиброво.
Дмитрий Набокин, глава управы Южное Бутово, также сообщил жителям Щиброво, что «пока ему нечего им сказать». В общении с корреспондентом МР глава управы добавил, что вопрос о расселении жителей деревни Щиброво — это вопрос двух-трех лет.
«Тут уже и так мало кого осталось, — говорит Елена Боженова из Щиброво. — Люди могут просто не дожить до сноса».
Что изменилось в Щиброво за прошедший год?
От Чечерского проезда до деревни проложили тропинку. Она не заасфальтирована. Поэтому во время дождей будет размыта.
Справа от деревни выровняли поле. Кто и зачем ведет эти работы, чиновники не смогли объяснить. Из-за засыпанного поля жители близлежащей Щербинки не могут проехать в Южное Бутово. Теперь они оставляют свои машины в деревне, а сами добираются до работы или учебы общественным транспортом. В деревне образуются то тут, то там стихийные парковки.