Вчера и сегодня
Строительство Московской окружной железной дороги началось в 1903 году, и спустя всего пять лет 54-километровое кольцо очертило новую границу Москвы. Сначала по нему курсировали пассажирские и грузовые поезда, но постепенно роль кольцевой железной дороги свелась исключительно к перемещению грузов. Город неумолимо рос, и со временем дорога оказалась едва ли не в центре столицы. И вот на заре третьего тысячелетия оказалось, что дорога может решить часть транспортных проблем столицы и дать новый импульс развитию территорий, которые ранее занимали промышленные предприятия.
ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОЖЕЛАНИЮ
Московская окружная железная дорога, как раньше называли МЦК, своим рождением была обязана промышленному буму конца XIX — начала XX века. Грузооборот московского узла рос .более чем на 5% в год, а с вокзала на вокзал товары перевозили ломовые извозчики. Первым о том, что надо связать все 10 основных направлений железных дорог, заговорил известный предприниматель и железнодорожный магнат Федор Чижов. 7 ноября 1897 года император Николай II «высочайше признал желательным» строительство Окружной железной дороги. Проект выбирали на конкурсной основе, и из 13 участников победил инженер Петр Рашевский. Официальная церемония начала работ состоялась 3 августа 1903 года.
«СООБРАЗНЫЙ СТОЛИЦЕ ВИД»
Окружная железная дороги имели огромное гоеударственное значение, поэтому к участию в проекте привлекли лучших'российских инженеров и архитекторов. Все сооружения проектировались под руководством архитекторов Александра Померанцева и Николая Марковникова. Построенные из красного кирпича с белой отделкой, станции Окружной железной дороги стали уникальными образцами московского модерна начала XX иска. Черепица для крыш закупалась и Варшаве, часы заказывались у известной швейцарской фирмы «Павел Буре». На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания. Помещения отапливались голландскими и русскими печами, было проведено электричество.
На расходы не скупились, потому что Николай II собственноручно начертал на титульном листе проекта Рашев-ского: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».
ЖИЗНЬ ОКРУЖНОЙ ДОРОГИ
49 июля 1908 года по Окружной железной дороге прошел первый поезд. По части грузоперевозок дорога оправдала все ожидания: она разгрузила подъезды к вокзалам, а ломовые извозчики перестали перекрывать улицы
города.
Пассажирское движение наладилось не сразу: поначалу людей отпугивали слишком высокие цены на билеты, но в мае 1909-го тарифную сетку скорректировали. До 1917 года Окружная железная дорога развозила по Москве рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий. Но в конце 1920-х эти районы получили надежное трамвайное и автобусное сообщение, поэтому в 1934 году пассажирское движение по кольцу было вновь закрыто. А к 1950 году обнаружился основной недостаток окружной: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дешево электрифицировать трассу.
Московская окружная дорога. Вид разлива Москвы-реки у Сергиевского моста
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ
Несколько лет назад было решено вновь запустить пассажирское движение по Московской кольцевой железной дороге—для этого было необходимо полностью реконструировать всю инфраструктуру и электрифицировать железную дорогу.
При проектировании Московского центрального кольца учитывались интересы маломобильных групп населения. Все платформы оснащены тактильной плиткой для удобства перемещения слабовидящих пассажиров. В транспортно-пересадочных узлах установлены лифты или специальные подъемники и турникеты с широкими проемами для беспрепятственного перемещения пассажиров в инвалидных креслах. Во всех кассовых зонах организованы специальные кассы с заниженным уровнем, чтобы пассажирам-колясочникам было удобно покупать билеты.
Источник:
WWW.redstarph.ru